МДОУ ДС Золотой петушок р.п. Средняя Ахтуба

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой петушок» р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинского района Волгоградской области

Методические разработки

 

Старшего воспитателя

«Организация работы в летний период»

Воспитываем интерес к природе

 

Консультация для воспитателей «Организация работы в летний период»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летенй оздоровительной работы

     Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

     Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

     В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

     В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

     Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

     Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия: 

утренняя гимнастика,
физкультурные занятия,
элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры),
закаливающие процедуры,
совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования),
прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).
Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.

     Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).

     Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.

     Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.

     Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.

     Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.

     Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).

     Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.

     Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.

     Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.

Занятия могут быть: тренировочными; сюжетно-игровыми; ритмопластическими; комплексными; физкультурно-познавательными; тематическими.

     Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

     Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.

     Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

     Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

     Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

     Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

     Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми: экскурсии; прогулки; путешествия; трудовую деятельность; наблюдения; проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

     Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:

- художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;

- совместная изодеятельность детей и взрослых;

- занятия по интересам;

- самостоятельная изобразительная деятельность;

- организация выставок детских работ;

- проведение праздников, викторин, конкурсов.

     Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:

«Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»; «Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»; «Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»; «Кристаллическая текстура»; «Кляксография»; «Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю».

     Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

     Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки, выполненные своими руками, помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.

Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.
Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.
Направление образовательных областей

«Физическое развитие»:

Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма. 
«Художественно-эстетическое развитие»:

Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями. 
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»:

Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
«Социально – коммуникативное развитие»:

Развивать игровую деятельность воспитанников;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

 

 

 
Воспитываем интерес к природе

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

           «Экологическое воспитание»-  воспитание любви к природе.

            Экологическое воспитание детей, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все, что происходит вокруг.

          Нужно учить детей  правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

         Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.          Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей, к природе выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают,  помочь попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. Кроме того умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу, на действия причиняющие страдание и боль всему живому

           Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и, поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сострадания, сопереживания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того что все живые существа на Земле связанны друг с другом сложной системой связей и в тоже время каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно.

          Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе- необходимо включать их в посильную деятельность - следует создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания, сопереживания.

          Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание животных, полотен, иллюстраций и т.д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы (проводить тематические прогулки), учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и получая красоту жизни. («Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»),осознавать, что красота не как не определяется утилитарным подходом (многие дети считают : то, что вредно то некрасиво).

           Главное, всегда помнить: прежде, чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасной как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится потому что он пушистый и подвижный, а ёж не нравится - колючий) характер.

            Во время прогулки и экскурсии дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит и в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями  и животными со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся ценить и беречь ее, понимают что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

              Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях, можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу : природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоемов, вырубка лесов, уничтожение садов и т.д.)Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

             Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использование игрушек и литературных персонажей.

              В рассказах дети отражают полученные знания о взаимосвязях в природе, делятся собственным опытом взаимодействия с живыми существами, передают свое отношение к ним. Тем самым их экологические представления становятся более осознанными.

              Обобщение представлений детей о природе и гуманном отношении к ней осуществляется в этических и обобщающих беседах.

          

            Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать животному. Это позволяют сделать наблюдения.

 

            В среднем дошкольном возрасте важными становятся обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связанных в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения – сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются, занятия направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составления рассказов о природе. В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями : дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения вместе с воспитателями упрощенными способами создают к ним иллюстрации.

           Особое место здесь отводится работе с произведениями Е.И Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет их ввести в мир «отраженной природы», мир искусства.

             Важная роль отводится сказкам. У 4-5 летних детей еще преобладают сказочно- игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя его образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистическое представление об окружающем мире.

 

          В старшем дошкольном возрасте важно не только, дальнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней поддержание и развитие познавательного взаимодействия дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составления творческих рассказов, сказок и рассказов о природе этические и обобщающие беседы и другие занятия. Занятия проводятся с игровыми персонажами- куклами, что делает процесс обучения увлекательным для детей настраивает их на свободное непосредственное общение.

Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Емеле и другим героям: учить разрешать возникшие у них проблемные ситуации; спорить, доказывая свою точку зрения.

В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения В. Бианки. Сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Воспитатели

Организация разных видов игр в летний период в ДОУ

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке

О соблюдении правил дорожного движения

Дыхательная гимнастика

Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми, с учетом их возраста и особенности в соответствии с ФГОС ДО

В современном дошкольном образовании стоит задача о необходимости пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности в ДОУ.

В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Поэтому образовательный  процесс  выстраиваем таким образом:

в ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные возможности и интересы детей;
организуем образовательную деятельность в форме совместной игры;
организуем игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
обучение проводим в спокойном тоне;
откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину;
в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находим время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даем возможность проявить  интерес и выполнить задания правильно.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки  в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.

Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).
Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.
Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы выбираем самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Формы работы при организации двигательной детской деятельности:

подвижные игры с правилами;
подвижные дидактические игры;
игровые упражнения, игровые ситуации;
спортивные игры и упражнения;
спортивные праздники;
гимнастика (утренняя и пробуждения).
Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

наблюдение, экскурсия;
решение проблемных ситуаций;
экспериментирование, исследование;
коллекционирование;
моделирование;
реализация проекта;
интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
увлечения.
Формы работы при организации игровой деятельности:

сюжетные игры, игры с правилами;
создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
игры с речевым сопровождением;
пальчиковые игры;
театрализованные игры.
беседа, ситуативный разговор;
речевая ситуация;
составление и отгадывание загадок;
игры  и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
этюды и постановки.
Формы работы при организации трудовой детской деятельности (самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):

дежурство;
коллективные и индивидуальные поручения, задания;
совместные действия.
Следующие формы организации образовательного процесса – проектная деятельность и педагогическая игра.

Проектная деятельность разворачивается из проблемной ситуации.

Участники проектной деятельности должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть. Работа в этом направлении ведется подгруппами.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы.  Вся эта работа приводит к положительным результатам.

Игровые формы образования проводятся в индивидуальном, подгрупповом, фронтальном виде организации работы с воспитанниками.

В образовательном процессе  важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.

Основная задача при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Нами были определены основные задачи при организации образовательной деятельности:

наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО»

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас всех видеть

 

Тема нашей сегодняшней встречи:

 

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО»
 

И мне хотелось бы начать нашу встречу с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал:
 

«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».

 

В соответствии с законом «об образовании РФ» дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования. Воспитание носит личностно-ориентированную направленность. Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
 

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

 

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

 

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания.

 

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
 

"искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

 

 

ФГОС ДО выделяет 5 образовательных областей.
 

Давайте их вспомним?

 

Социально-коммуникативное развитие;
 

Познавательное развитие;
 

Речевое развитие;
 

Физическое развитие;
 

Художественно-эстетическое развитие;
 

В рамках ФГТ область «Музыка» и «Художественное творчество» рассматривались отдельно, а теперь объединились в одну образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.

 

В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области было нецелесообразно, т. к. важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов. В целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать и размышлять о них

 

ФГОС ДО одной из приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

 

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
 

становление эстетического отношения к окружающему миру;
 

формирование элементарных представлений о видах искусства;
 

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
 

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).(п. 2.6. стандарта)
 

Условия художественно-эстетического развития ребёнка
 

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

 

обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
 

организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно- ролевой и режиссерской игры;
 

предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов материалов и средств воплощения художественного замысла;
 

поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
 

Педагог создает широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.). Уделяется большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомству с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса.
 

 

Таким образом, к педагогу предъявляются определенные требования.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
 

Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
 

Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
 

Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
 

Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
 

В пункте 3.4.2. ФГОС ДО говорится, что Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.)

 

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
 

К художественно-эстетической деятельности относится:
 

Изобразительная деятельность;
 

Музыкальная деятельность;
 

Восприятие художественной литературы и фольклора
 

Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.

 

10.Особенность художественно – эстетической деятельности – это то, что она обращена ко всей личности ребёнка

 

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

 

Художественно-эстетическая деятельность будет осуществляться успешно, если обеспечена:

 

Тесная связь с искусством.
 

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
 

Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
 

Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
 

Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
 

Создание эстетической развивающей среды.
 

В последнем разделе Стандарта дошкольного образования представлены требования к результатам освоения Программы

 

(ФГОС ДО, гл. IV, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3) в виде целевых ориентиров возможных достижений ребёнка к начальному школьному обучению, которые «определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу» (п. 4.2. ФГОС ДО)

 

К целевым ориентирам дошкольного воспитания относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования. (п. 4.6. ФГОС ДО)

 

Ранний возраст:

 

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства

 

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расческа, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

 

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

 

 

 

На этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

 

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

 

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 

Ребёнок проявляет любознательность;

 

У ребёнка развита мелкая моторика;

 

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС ДО П. 4.7)
 

Как мы понимаем, результатом всей нашей работы является образование, воспитание и развитие ребенка.

 

Каков должен быть выпускник ДОУ?

 

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

 

Т. е главной целью дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, в том числе и в области художественно-эстетического развития, на этапе завершения ими дошкольного образования.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека игр для художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

 

Содержание.

Игра «Собери капельки в стакан»

Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Педагог обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Узнай и дорисуй»

Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.  

Игра «Красиво — некрасиво»

Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игра «Распиши платок для мамы» Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Игра «Собери матрёшку» Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Игра «Дорисуй узор».  Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.  Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

Игра «Найди друзей среди красок» Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

Игра «Составь натюрморт» Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.  Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

Игра «Закончи картинку». Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.  Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Игра «Подготовим стол к празднику» Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.  Ход игры: перед   детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью

Инструктор по физическому воспитанию

Организация работы по развитию движений на прогулке

 

Консультация для воспитателей Организация работы по развитию движений на прогулке

Двигательная активность  – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в дошкольном возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. Отличительными особенностями  дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность.

Во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Каждая прогулка для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы, а именно:

Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).
Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой, станционный, индивидуальный).
Лаконичное объяснение заданий и четкий показ движений и упражнений.
Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).
Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, ленточки и флажки, протянуть яркие шнуры и ленты. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. Выносятся игрушки, способствующие развитию движений: каталки, тележки, грузовики, мячи, обручи, кольца, прыгалки. Шишки, камешки и другой природный материал в специальных ящиках с отделениями.

На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать сравнительно узкие длинные проходы-дорожки разной конфигурации (шнурами, ленточками или флажками) от веранды до конца участка и далее до веранды, которые могут быть извилистые, прямые, замкнутые, с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие - каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть  - перелезть через препятствие, пройти нагнувшись сквозь воротца, перешагнуть через натянутый шнур, перейти через мостик и т. д.).

Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения - бегают, лазают, подлезают, перелезают, подтягиваются, подпрыгивают, бросают в цель и т.д. Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр, игрушек и пособий.

В работе с детьми дошкольного возраста основными задачами при организация работы по развитию  движений на прогулке являются:

Знакомство детей с различными видами движений и создание вариативных условий для их систематического выполнения;
Закрепление умений ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в коллективных играх и игровых упражнениях;
Создание благоприятных условий для развития творчества детей, в том числе в движениях, и положительного эмоционального состояния.
Успешно решать эти задачи возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности под руководством воспитателя. С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно новый материал предлагаемый на физкультурных занятиях увязывать с играми и упражнениями на прогулках. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной воспитаем двигательной деятельности. Ее лучше проводить двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более двух-трех раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться три-пять раз в зависимости от желания детей, к которым следует предъявлять более строгие требования: добиваться четкого выполнения условий и правил игры. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети могли выполнить роль ведущего в игре. Педагог постепенно вовлекает в игры всех детей. Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает их к самостоятельности, творческой активности. Так, сначала в игре «Поезд» дети просто идут друг за другом, затем преодолевают друг за другом какие-либо препятствия, соблюдая определенные интервалы. Через некоторое время, когда дети освоят предлагаемые движения, педагог продолжает игру: дети гуляют по лесу, имитируя движения животных и птиц: бегают, подскакивают, приседают, лепят из снега фигурки и т.п. Например, дети пятого года жизни должны четко выполнять двигательные задания и правила игры, в том числе ориентироваться в пространстве, быстро находить свое место во время различных построений (занять определенное место в «поезде», найти свой «домик» и т.п.).

Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности. Известно, что дошкольники любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то интерес к играм падает. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение двух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки..

 

Примерный конспект проведения летней прогулки по развитию  движений.

 

Тема: «Что нам лето подарило?»

Цель: Закреплять представления детей о растительном мире (прогулка проводится в виде экскурсии по участку).

Ход прогулки:

При выходе на прогулку воспитатель говорит: «Ребята, лето красное, лето жаркое с нами дружит. Давайте пойдем по участку, посмотрим, что нам лето подарило?»

Дети идут, отмечают: вся земля покрыта…Чем? (Зеленой травой, травушкой муравушкой шелковой). А в траве растут цветы. Какие? (Дети уточняют их название, цвет).

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какие нарядные стоят деревья, все покрыты листьями. Ласковый ветерок подует, и листочки…. Что делают? (Дети отвечают: радуются, шепчутся, смеются). Вот какое лето красное, щедрое. А что оно еще подарило – посмотрим?»

Подходят к огородным грядкам. Воспитатель уточняет, какие овощи любуются на солнце, какие прячутся в листьях, какие сидят в земле? Дальше все идут к фруктовым деревьям, к кустам с ягодами, и каждый раз педагог подчеркивает: «Это нам лето красное подарило». Воспитатель продолжает: «Лето нам подарило и красивые цветы на клумбе. Кто какие знает, называйте.» все идут вокруг клумбы. Дети называют цветы, уточняют их цвет. Педагог срезает несколько цветков для букета. Воспитатель: «А еще лето красное, дето щедрое и вас подрумянило, поджарило. Вы загорели, стали как маленькие шоколадки» и читает стихотворение «Мы на солнце загорели».

Младшие дети уходят играть под присмотром няни. Старшие идут на веранду, садятся вокруг стола. Взрослый ставит на стол букет цветов и корзинку, полную фруктов и овощей (по возможности отобрать по 3-4 плода и 2-3 овоща). Дети отвечают на вопросы педагога: «Что это – фрукт или овощ, где растет, какой на вкус, на цвет?» Воспитатель ставит на стол арбуз. Дети рассматривают его, потом арбуз разрезают и едят. Воспитатель читает стихотворение З Александровой «Арбуз».

В конце прогулки проводится подвижная игра «Слышим – делаем».

Цель: проверить понимание детьми смысла знакомых текстов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите»

Воспитатель читает стихотворение:

 

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

Песенку поет (Дети идут вперевалочку и поют:«Ля-ля-ля»).

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (Дети шагают)

По камешкам, по камешкам (Дети прыгают)

И в ямку – бух! (Дети приседают).

Мыли гуси лапки

В луже у канавки (Дети моют ноги)

Один серый

Другой белый

Спрятались в канавке (Дети приседают)

Прилетели птички

Птички – невелички

Все летали

Все летали

Крыльями махали (Дети – птички, выполняют движения)

 

Игру можно продолжить, читая другие стихотворные тексты.

 

 

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]:Пособие для воспитателей д/сада /Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.

2.Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание.- N 9.- 1993.- с.23-25.

3.Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.//Дошкольное воспитание.- N 11.- 2007.- с.56-59

Рунова М. Зимняя прогулка //Дошкольное образование.- N12.- 2003.- с.35-40.
5.Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. //Дошкольное воспитание.- N 6.- 2000.- с.30-37.

6.Теплюк С. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание.- N1.- 1990.- с.34-42.

7.Шишкина В.А. Движение + движения [Текст]: Книга для воспитателей д/сада /В.А. Шишкина.- М.: Просвещение, 1992.- 96с.


 

 

 

 

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ