Организация обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Инклюзивное образование обучающихся ДОУ
Инклюзивное образование обучающихся ДОУ
Инклюзивное образование ДОУ нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков детей с ОВЗ. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.
Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.
ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ
Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.
Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе
ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.
Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.
Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.
Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.
Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании
Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья.
Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. Большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно, У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.
Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения.
Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.
Воспитатели и родители работают в команде
С детьми с ОВЗ занимаются учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский работник ДОУ.
Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности.
Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.
Инструктор по физкультуре ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.
Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.
Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей.
Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители смогут наблюдать достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.
В 2023-2024 учебном году в нашем образовательном учреждении обучается 137 детей, которые занимаются в 6 возрастных группах, из них для детей с ограниченными возможностями здоровья функционирует 3 группы комбинированной направленности с общей численностью обучающихся 72 человека . Из них: 2 группы для детей от 5 до 6 лет, 1 группа для детей от 6 до 7 лет.
Всего в детском саду - 36 детей с ОВЗ.
Документы по инклюзивному образованию
Федеральный уровень
ФЗ от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Региональный уровень
Закон Волгоградской области от 4 октября 2013 года N 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области"
Муниципальный уровень
Учрежденческий уровень
Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ
Положение о психолого-педагогической службе
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ
Положение об организации коррекционной работы в ДОУ
Подробнее о программах по инклюзивному образованию в ДОУ в разделе "Образование":
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Рабочие программы специалистов: педагога-психолога, учителей логопедов, воспитателей логопедических групп.
Рабочие программы кружков дополнительного образования: Раннее обучение чтению, Фитбол-гимнастика.
В целях обеспечения качественного получения образовательных услуг для детей с ОВЗ в МДОУ ДС Золотой петушок р.п. Средняя Ахтуба созданы специальные образовательные условия.
Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2023 году в рамках исполнения подведомственными организациями Минпросвещения России государственного задания
Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ: советы родителям
Воспитание в школе и дома: в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития
Педагогическая помощь детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в семье
Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха
Коррекционно-педагогические технологии в комплексной абилитации и реабилитации младенцев с ТМНР
Организация образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР)
3 новых примерных модульных программы дополнительного профессионального образования в области общего образования,
дополнительного образования, профессионального обучения и психологопедагогического сопровождения образования детей, проживающих в ДДИ, с возможностью пополнения и встраивания в смежные обучающие курсы:
1. «Организация общего образования воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в детских домах-интернатах»;
2. «Организация профессиональной ориентации и профессионального обучения воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в детских домахинтернатах»;
3. «Организация дополнительного образования воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в детских домах-интернатах».
4 видеоматериала методического характера для родителей слепых и слабовидящих детей по развитию творческого потенциала ребенка с
нарушением зрения:
1. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами дополнительного образования.
2. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами детского общественного объединения.
3. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами школьного и семейного воспитания.
4. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами общеобразовательного урока и внеурочной деятельности.
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.