МДОУ ДС Золотой петушок р.п. Средняя Ахтуба

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой петушок» р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинского района Волгоградской области

Организация обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Инклюзивное образование обучающихся ДОУ

 

Инклюзивное образование обучающихся ДОУ

Инклюзивное образование ДОУ нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков детей с ОВЗ. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе 

ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья. 

Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. Большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно,  У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов. 

Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения. 

 Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. 

Воспитатели и родители работают в команде  

С детьми с ОВЗ занимаются учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский работник ДОУ.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности. 

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Инструктор по физкультуре ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе. 

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители смогут наблюдать достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

 В 2023-2024 учебном году в нашем образовательном учреждении обучается 137 детей, которые занимаются в 6 возрастных группах, из них для детей с ограниченными возможностями здоровья функционирует 3 группы комбинированной направленности с общей численностью обучающихся 72 человека . Из них: 2 группы для детей от 5 до 6 лет, 1 группа для детей от 6 до 7 лет.

Всего в детском саду - 36 детей с ОВЗ.

 

Документы по инклюзивному образованию

Федеральный уровень


ФЗ от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ (с изм. и .доп., вступившими в силу с 01.01.2019)

Региональный уровень

Закон Волгоградской области от 4 октября 2013 года N 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области"

Приказ Министерства образования и науки Волгоградской области от 30 июля 2014 года N 930 "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области"

Муниципальный уровень

Постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 03.02.2021 №70 "О внесении изменений в постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 12.04.2016 №156 "О создании Среднеахтубинской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (по Среднеахтубинскому, Ленинскому, Быковскому районам)"

Приказ комитета по образованию администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 15.03.2022 № 122 "Об утверждении  Положения об оказании логопедической помощи в организациях Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность"

Учрежденческий уровень

Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ

Положение о психолого-педагогической службе

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ

Положение об организации коррекционной работы в ДОУ

 

Подробнее о программах по инклюзивному образованию в ДОУ в разделе "Образование":

Адаптированная основная  образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 

Рабочие программы специалистов: педагога-психолога, учителей логопедов, воспитателей логопедических групп.

Рабочие программы кружков дополнительного образования: Раннее обучение чтению, Фитбол-гимнастика. 

 

В целях обеспечения качественного получения образовательных услуг для детей с ОВЗ в МДОУ ДС Золотой петушок р.п. Средняя Ахтуба созданы специальные образовательные условия.

 

Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2023 году в рамках исполнения подведомственными организациями Минпросвещения России государственного задания

Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ: советы родителям 

Воспитание в школе и дома: в помощь родителям ребенка с трудностями познавательного развития 

Педагогическая помощь детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в семье

Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха 

Заикание. Что делать?

Организация образования обучающихся с ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Коррекционно-педагогические технологии в комплексной абилитации и реабилитации младенцев с ТМНР

Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР

Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Организация образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР) 

Методическое пособие по вопросам совершенствования дифференцированных форм организации общего образования и психологопедагогического сопровождения образования детей, проживающих в детских домахинтернатах «Особенности реализации общего образования детей с умственной отсталостью, проживающих в ДДИ»

3 новых примерных модульных программы дополнительного профессионального образования в области общего образования,
дополнительного образования, профессионального обучения и психологопедагогического сопровождения образования детей, проживающих в ДДИ, с возможностью пополнения и встраивания в смежные обучающие курсы: 
1. «Организация общего образования воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в детских домах-интернатах»;
2. «Организация профессиональной ориентации и профессионального обучения воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в детских домахинтернатах»;
3. «Организация дополнительного образования воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в детских домах-интернатах». 

4 видеоматериала методического характера для родителей слепых и слабовидящих детей по развитию творческого потенциала ребенка с
нарушением зрения:
1. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами дополнительного образования.
2. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами детского общественного объединения.
3. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами школьного и семейного воспитания.
4. Развитие творческого потенциала ребёнка с нарушением зрения средствами общеобразовательного урока и внеурочной деятельности.

Отправка комментария к публикации

На указанный email будет выслано уведомление о результатах модерации комментария.

Комментарии

Комментариев нет, оставить комментарий.


Волгоград 2008-2025

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ